Ладожская регата 2006. Поход по Ладоге.

Острова ГорбыНаикрасивейшее озеро. Отличная погода. Интересные гонки. Полная свобода. Регата в районе северозападных шхер Ладоги. Поход до Валаама.

Заняли 3-е место из 8-ми участников.

Презентация с музыкой
(20 мб по ссылке. Распаковать и запустить ladoga06.ppt.)

Добавлены фотографии Александра Зобенко.

О путешествии:

Водоем: Ладожское озеро
Протяженность: 236 км
Сроки: 1.07 — 9.07.2006
План: куда ветер подует
Цели: Ладожская регата, Валаам, погулять

Маршрут: Березово — о. Бурнев — б. Хеполахти — о. Селканмарьянсари — Березово — о. Лехтисиенсари — о. Мекерикке — о. Валаам — о. Кунсари — п-ов Терву — п. Терву — б. Натъярви — о. Селканмарьянсари — Березово

Судно: катамаран «Ветер», парусность: 10 кв.м (7.5+2.5)

График маршрута:

День Дата Участок маршрута Км Время Условия
1 1.07 Березово — о. Бурнев — б. Хеполахти 35 9 ЮВ, 1б
З, 1-4б
2 2.07 б. Хеполахти — о. Селканмарьянсари — Березово — о. Лехтисиенсари 45 7 З, 3-4б
З, З-1б
3 3.07 о. Лехтисиенсари — о. Мекерикке 40 8 З, 2-3б
4 4.07 о. Мекерикке — о. Валаам 22 4 З, 4-6б
5 5.07 о. Валаам — о. Кунсари 38 9 З, 3-1б
6 6.07 о. Кунсари — п-ов Терву 15 3 ЮЗ, 3-4б
7 7.07 п-ов Терву — Терву — б. Натъярви 20 6 ЮЗ, 3-4б
8 8.07 б. Натъярви — о. Селканмарьянсари 6 1.5 ЮЗ, 1б
9 9.07 о. Селканмарьянсари — Березово 15 4.5 ЮЗ, 4б
Итого: 236 52

День 1. Березово — о. Бурнев — б. Хеполахти

Все началось неспешно в районе часа дня около о-ва Белоярский (N 61 09.667 E 29 54.917). Погода замечательная — чистое небо, легкий ветерок. На старт вышли 9 экипажей: 3 Тайфуна, 1 Ветер, 2 Простора, 2 Альбатроса, 2 смоленских тримарана и ял Степанова. 6 питерских, 2 московских и 2 смоленских экипажа. Маршрут первого дня выглядел следующим образом. Березово, обогнуть о-в Бурнев, обогнуть о-в Лавуатсари, финиш — бухта Хеполахти.

Какой это был старт! В условиях легкого встречного ветерка и толпы островов велась напряженная тактическая борьба. Постепенно ветер стих совсем. Мы заметили неприятную закономерность — чем слабее ветер, тем больше мы отстаем от остальных. Так как мы приехали все-таки отдыхать, то отгоняли дурные мысли о гребле. Александр на тримаране «Веселом» воткнул весла в уключины — остальные тихо матерились. Кое-как выбрались из залива и поняли, что идем последними. Не то, чтобы удивились, но маленько расстроились — у нас вроде не самая медленная лодка. Как выяснилось позже, остальные тоже взялись за весла. Мы все-таки обошли на веслах остров Бурнев (N 61 06.617 E 30 04.333), т.к. за ним не было ни малейшего дуновения.

Выглянув из-за мыса, увидели что отстали от первого экипажа километра на три. Добраться до острова Лавуатсари можно было двумя путями — напрямую или вдоль берега. Ветра нет, а идти еще километров двадцать. Большая часть экипажей пошла искать ветра у берега, их уже было почти невозможно различить. Терять нам было нечего, и мы решили ломиться напрямую. И тут нам очень повезло — ветер включили. Да как включили! Через полчаса ветер был в 4-5 баллов. Пройдя километров пятнадцать в галфинд на одном дыхании, мы успели обогнать 4 лодки. GPS показал максимальную скорость в 24 км. За несколько сотен метров до финиша, обгоняя один из Просторов, были вдохновлены видом подгребающего экипажа при скорости 12-14 км/ч.

Ввиду того, что первая часть затянулась из-за штиля, Степанов решил, что обходить Лавуатсари мы будем долго, и поставил свой ял в качестве финишной точки за пару километров до острова. Жаль, при таком ветре мы имели все шансы обогнать еще пару-тройку экипажей. Паршиво провели гонку, сказать нечего. Зато осталось очень хорошее впечатление от скорости катамарана при хорошем ветре. Прибыли в очень красивую бухту Хеполахти, где и заночевали (N 61 15.000 E 30 05.683). В бухте была полнейшая тишина, ветер опять стих совсем. Со стороны Ладоги есть небольшое закрытое озерцо в скалах — ночное купание пошло на пользу. Возвращаясь обратно, услышали плеск весел — «Веселый» решил, что если сказано обогнуть Лавуатсари, то… Прибыл часа на четыре позже остальных. На этом день закончился.

Регата. День 2. б. Хеполахти — о. Селканмарьянсари — Березово — о. Лехтисиенсари

Утром, перед стартом, мы решили искупаться в озерце. Возвращаясь обратно мы увидели, что вся кавалькада уже стартовала. Удачное начало :о). Дождавшись последнего экипажа, мы развернулись и включились в борьбу — впереди было восемь экипажей. Маршрут был таков — обогнуть о-в Селканмарьянсари левым бортом и вернуться в Березово. Дул юго-западный ветер силой в четыре балла.

По пути к острову мы обошли оба тримарана и один Альбатрос. Впереди оставалось еще пятеро. Долетели в бакштаг до острова, и там все решилось. Один Простор прижался слишком близко к берегу, и их осталось четверо. Второй Альбатрос мы обязаны были обогнать по определению, хоть там был и один человек. Мы вошли в азарт — осталось трое. Тайфун мы обошли на выходе из-за острова благодаря заложенному длинному галсу в море — там ветер был посильнее. Впереди маячил Простор с одним членом экипажа и второй Тайфун. Тайфун обошел Простор на входе в залив. Началась лавировка меж шхер на пути к Березово. Это было достаточно интересным и напряженным — мы медленно, но уверенно, настигали Простор, но дистанция закончилась раньше. Степанов на своем яле не успел на финиш и принимал его, глядя в бинокль. Исходом гонки мы были весьма довольны, если бы не опоздание на старт. Уже после финиша один из Просторов прозевал порыв и перевернулся.

Награждение было неофициальным и весьма теплым. В первую очередь наградили женские экипажи коньяком :о). Был вручен якорь «Веселому», за заслуги в гребле. Выдали умные книжки новичкам на Тайфуне. Первое место занял Александр Долгоселец — одиночка на Просторе. Второе место — Дмитрий Смирнов. Нашему удивлению бронзе не было предела. Это оказалось весьма неожиданным и приятным.

Регата вызвала у нас самые положительные эмоции и теплые чувства. Спортивная борьба была тоже на уровне. Про место проведения можно не упоминать — Ладога великолепна. В планах на следующий год Ладожская регата у нас опять стоит. Отдельное спасибо Алексею Степанову за регату и помощь с довозом и отвозом. Больше мы никогда не поедем на поезде с катамараном :о).

Распив подарочную бутылку коньяка, мы с питерским Тайфуном решили отправиться из залива. Ребятам надо было в Приозерск на следующий день, а у нас была цель — Валаам. Мы добрались до острова Лехтисиенсари в легкий фордевинд (N 61 13.069 E 29 59.664). Вторую половину пути нас тащили на буксире, т.к. ветер совсем скис. Посиделки устроили до шести утра, решив с рассветом, что пора уж и на Валаам. Чуть не уговорили экипаж «Кайфуна» :о), но благоразумно решили лечь спать.

День 3. о. Лехтисиенсари — о. Мекерикке

Проснулись. Спасибо, что взял ящик пива. Попрощались с питерцами и двинули в сторону Валаама. Погода очень благоприятствовала — солнце, западный ветер силой в три балла. Катились почти весь день в свое удовольствие. В случае плохой погоды был план остановится на о-ве Кугрисари или на о-ве Хейнясенмаа или на о-ве Мекерикке. Идиоты. Хорошо, что мы прошли мимо первых двух. Под вечер решили, что ночью на Валаам высаживаться нехорошо, т.к. по слухам стоять нельзя там. Причалили к о-ву Ялаянсари. Птичий рай — сплошные чайки и их гнезда, палатку ставить негде, да и крики чаек с ума сведут. Решаем идти к Мекерикке. Еще раз идиоты!

Решив написать отчет спустя полгода, я наткнулся на материалы, в которых описываются ядерные испытания на этих островах. Пока я нашел информацию о том, что на Мекерикке более-менее все нормально с фоном, успел выкурить много сигарет. В отношении первых двух островов все выглядит на порядок хуже с радиационным фоном.

Мы нашли стоянку на южной части острова Мекерикке (N 61 18.108, E 30 41.350).

День 4. о. Мекерикке — о. Валаам

Выдвинулись в сторону Валаама. Долетели до острова за полтора часа. Сначала отправились глядеть Никольский скит (N61 22.315 E30 53.316). Толпы теплоходов и туристов, лавочки с сувенирами, кафешки. Все это не дает прочувствовать место и время. Оглядевшись, двигаемся в монастырскую бухту. Сама бухта — очень узкое место с большим количеством мелей. Периодически отпрыгиваем от ракет и катеров. Под конец мы устаем от лавировки в 30-ти метровом проливе и с позором под веслами причаливаем.

GPS с картой — великая вещь. В прибор была закачана векторная морская карта Ладоги, купленная накануне за 40 долларов. Она нас ни разу не подвела — мы всегда себя чувствовали сухо и комфортно.

Приятно удивил охранник в бухте: «Бросайте катамаран, я за ним погляжу». На входе в сам монастырь нас встретили security в черных костюмах. За оградой в поте лица работал с газонокосилкой здоровый поп в полном обмундировании. Все было очень чинно. Мы ожидали увидеть более древнюю русскую архитектуру — основательного древнего впечатления монастырь и собор не производили. Постройки XIX века никак не соответствовали нашим ожиданиям от места дислокации.

Насмотревшись, мы решили обогнуть чуток остров с севера и где-нибудь заночевать. Выйдя из бухты, мы почувствовали, что ветер заметно усилился. Пройдя пару километров из запланированных пяти, мы переглянулись с вопросом «А почему бы и не здесь?» и спешно повернули к берегу. Ветер разгулялся не на шутку — развернувшись в бакштаг мы это ощутили в полной мере. Дальнейший заход в бухту был похож на слалом на скорости в 20 км/ч между камней. Вся бухта была сплошной отмелью. Нас простили, и мы удачно объехали все подводные камни, взлетев на берег. Это оказался островок возле о-ва Дубровка (N61 24.534 E30 58.464). На нем мы обнаружили неплохую стоянку. Между островком и Валаамом было не более 30-ти метров. Через пять минут после того, как мы причалили началось невообразимое. Я не знаю, сколько это в баллах, но, если бы мы были в это время на воде, кильнуло бы нас моментально. Как мы узнали позже, в тот день на Ладоге было штормовое предупреждение. Нас опять простили.

День 5. о. Валаам — о. Кунсари

Полдня ждали погоды — ветер бушевал не на шутку. В итоге, мы ошиблись. С берега ветер казался сильнее, чем был на самом деле. Вышли мы в районе шести вечера на запад, в сторону материка. Через часа полтора ветер ослаб до 1 балла. Мы катились со скоростью 2 км/ч всю ночь. Было очень красиво. Двигались в сторону Рахмансари. Под утро скремнились и решили добраться до Кунсари, который расположен рядом с материком.

Вход в бухту охраняли две скалы, которые служили прибежищем неимоверно жирных чаек. Остров Кунсари (N61 21.153 E30 23.182) покрыт густой растительностью, и поставить палатку практически негде. Мы поставили ее в метре от воды, прямо на скале. Восход порадовал яркостью красок. В сорока метрах от берега нашли нечто, долго гадали, но так и не пришли к единому мнению. В последствии, выяснили, что это буй с рулями от минного трала.

День 6. о. Кунсари — п-ов Терву

У нас было еще четыре дня в запасе, и мы раздумывали чтобы поделать, т.к. до Березово было недалеко. В итоге, решили переместиться на Лавуатсари. По дороге встетили Бриз с двумя мужиками и полным комплектом вещей. Выглядело это очень забавно.

Дул сильный встречный ветер и мы решили обойти Лавуатсари справа, т.е. пройти между материком и островом. Это было достаточно весело, т.к. был встречный ветер и пролив был местами шириной 50 метров. Прокатился быстрый дождик, и мы решили встать на стоянку на материке (N61 17.599 E30 13.276). Это был единственный дождик за все девять дней отдыха, небо было постоянно чистое. Нам просто безобразно везло с погодой и ветром.

В этом проливе очень много хороших стоянок с хорошими видами. Байдарочников много, парусников мы почти не видели.

День 7. п-ов Терву — п. Терву — б. Натъярви

Решаем зайти в Терву, купить шашлыка и пива. Прохождение второй части этого пролива было еще забавнее, чем первой. Пролив все сужался. Посередине пролива есть место, заросшее камышами. Так как ветер был встречный и сильный, пришлось работать бурлаком. Занятие было не из приятных, учитывая илистое дно и сильный встречный ветер.

Спустя некоторое время увидели чайку, запутавшуюся в сети. Выполнив несколько поворотов, подъехали к ней. Я сумел срезать сеть со всех сторон, но распутать ноги чайки у меня не получилось — чайка клевалась и вырвалась. В итоге она выпуталась, но ноги остались в обрывках лески. Неподалеку вылез какой-то хрен, видимо, владелец сети, молча поглядел на это действо и удалился.

Вылезли из пролива и повернули к Терву. В селении (N61 18.673 E30 07.172) обнаружили стройку коттеджей, плавучий дом — цивилизация подступает. Затарившись в магазине мясом и прочей снедью, отбываем в сторону бухты Хеполахти. Проплываем мимо острова Койонсари с его песчаными пляжами. По дороге встречаем несколько ялов из «Илакса». Дует ровный юго-западный ветер. В удовольствие идем в лавировку и догоняем один из ялов с целью фотографии.

Добегаем до Хеполахти (N61 15.000 E30 05.683) и видим, что тот запах гари, который ощущаем уже третий день, идет именно отсюда. Мыс выгорел почти полностью. Из-за того, что сосны растут почти прямо на скалах, гореть здесь почти нечему. Огонь идет между камнями, подтачивая корни сосен — деревья без видимых причин падают. Все деревья уже желтые — корни вытлели. При нас упало три дерева. Смотреть на это очень-очень больно.

Купаемся и решаем добраться до бухты Укониеми (N61 14.017 E30 04.767). В ней обнаруживаем секту неизвестно какого толка — все ходят кругом в черных одеждах и издают нечленораздельные звуки. Лагерь достаточно большой, висят какие-то символы, народу полно. Смотреть на это на фоне местных красот отвратительно. Решаем, что будем выделяться, и двигаем в бухту Кочергу, она же Натъярви.

Кочерга узкая, длинная и густонаселенная. Пилить на веслах до конца бухты нам не хочется и мы встаем на ближайшей свободной скале (N61 13.923 E30 04.256). Впервые разводим костер с целью готовки шашлыка. Ночью нас радует гроза, которая проходит где-то мимо нас.

День 8. б. Натъярви — о. Селканмарьянсари

Посвящаем день купанию — вода в бухте намного теплее, чем в открытой Ладоге. Мимо снуют туда сюда катера, яхты, корабли. Сегодня суббота — все местные едут сюда отдыхать. Место действительно, очень людное. Прямо к нашей скале причаливает пароходик с толпой отдыхающих.

Расслабуха наскучила и мы решили двинуться в сторону начала залива, который ведет в Березово, чтобы встать на одном из островов. Напротив о-ва Селканмарьянсари ветер скисает, и мы решаем причалить к нему. Тем более, что мы видим такой же катамаран на берегу. Подходим поближе к берегу, происходит следующий диалог:
— Ребят, мы вам не помешаем?
— Остров большой — смотря куда встанете.
Челюсть падает и мы уже назло решаем встать рядом. Отличные здесь стоянки (N61 11.132 E30 04.999).

Через некоторое время подошел Альбатрос с алыми парусами — семья ехала на фестиваль изотерики «Инлакеш» (Ты — другой я) на остров Койонсари. С ними полночи и беседуем о смысле жизни, а утром метаем бумеранги.

День 9. о. Селканмарьянсари — Березово

Ветер встречный, достаточно сильный. Едем поближе к Березово — сборка катамарана только завтра. По дороге встречаем крейсерский катамаран ArtMarine. Лавировка утомляет, высаживаемся на одном из Горбов и устраиваем фотоохоту на чаек. Через два часа доходим до базы Илакса, пропустив все приличные стоянки. Почти все они заняты.

В одном месте мы ошиблись. При сильном встречном ветре я решил развернуться прямо за маленьким островком. Как назло, разворот не получился, и нас тут же снесло на мель около острова. Сели на шверт. Серьезно сели. В итоге, пришлось со всей силой разворачивать катамаран с берега на шверте. Честь ему и хвала — выдержал. А рядом за этим наблюдали туристы с яла. Бедняги на гребле прошли почти весь залив против ветра, а это где-то 10 км.

Встали напротив базы Илакса. Завтра переправимся, соберем катамаран и в Питер на поезд. В день отъезда под вечер, когда мы уже были в машине, ливануло. Погода стояла все это время восхитительная — ветер, солнце, тепло.

4 thoughts on “Ладожская регата 2006. Поход по Ладоге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *